Тематические списки
ИЗ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКОВ:
Дайджест
Разделы: 1. Каковы истоки праздников? 2. Рождество 3. Татьянин день 4. День Святого Валентина 5. Масленица 6. Пасха 7. Праздник Ивана Купалы 8. Литература |
Каковы истоки народных праздников?
Cтановление культуры любого народа связано с сезонными особенностями земледельческих работ, а также животноводства, рыболовства и охотничьего промысла. Деление календарного года на сезоны означает последовательную смену хозяйственных работ: пахоты и сева, ухода за культурами и сбора урожая, подготовки к новому сельскохозяйственному циклу. В животноводстве: весенний выгон скота на летние пастбища, сенокос и возвращение скота с пастбищ. На основе этого опыта зародились обычаи, поверья, обряды, праздники, игры.
Люди прибегали к гаданиям и колдовству. Магические обряды имели цель: подействовать на плодородие земли, повысить урожай, увеличить приплод скота. Также люди пытались укрепить свое здоровье, избавиться от болезней. Плодородие земли связывалось не только с плодовитостью животных, но и человека. Человек старался позаимствовать от природы ее плодоносную силу – отсюда обряды, совершавшиеся девушками и бездетными замужними женщинами: катание по росе, прыганье через костры и др. Такие обряды были связаны с определенными днями – праздниками. Традиции некоторых праздников сохранились до наших дней.
Праздник – это не только время совершения магических обрядов и гаданий. Праздник – это прежде всего отдых от работы и время развлечений. Праздники были приурочены к тем дням или неделям года, когда был, хотя бы небольшой, перерыв в работах, или когда еще оставался запас провизии. Праздничные танцы, песни, игры были одной из форм знакомства парней и девушек. Игра порой заканчивалась формальным сватовством.
В России каждый народный праздник символичен, имеет определенный ритуал, сопровождается гуляньем и песнями. В праздниках заключена мудрость народа, накопленный веками опыт. Праздники и обряды помогают познать жизнь русского народа, изучить культуру, нравственные законы жизни.
Рождество
Было это давным-давно, 2000 лет тому назад. В маленьком еврейском городке Вифлееме жила семья – Мария и Иосиф. Однажды во время путешествия в город Иерусалим ночь застала путников, и они стали искать ночлег. Наконец, один человек сжалился над ними и пустил переночевать в сарай для скота. Там Мария родила сына, которого назвала Иисус. Родился не простой человек. Он спасет мир от страданий и грехов, но сам будет страдать. В ознаменование этого события на небе загорелась новая звезда. И люди пошли за звездой, чтобы поклониться Иисусу и его матери. Они принесли подарки Марии и ее сыну. С тех пор возникла традиция праздновать Рождество и дарить друг другу подарки.
К рождественскому ужину на стол ставилась обязательная ритуальная еда: сочиво, кутья, блины. По обычаю, первый блин скармливался скотине, второй выставляся на заднее окно в качестве «поминального». Сочиво – символичное угощение в виде каши. В него входило: мед, символизирующий райскую жизнь, пшеница – росток новой жизни, сухофрукты, обозначающие итог жизни. Отсюда название праздника – Сочельник.
С рождественского сочельника начинали колядовать. Существует версия, что слово «колядки» произошло от слова «календы», которым римляне называли начало нового года. Коляда – славянский мифологический персонаж, связанный с началом весеннего солнечного цикла, «бог торжеств и мира».
Молодежь надевала маски, бороды, костюмы, состоящие из самых худых зипунов, вывороченных шерстью наружу. Коляду изображал ряженый в образе козла. Шумной ватагой парни и девушки врывались в дома, пели, плясали. Хозяевам не полагалось отпускать гостей без подарков и угощения.
Татьянин день
Татьянин день – 25 января.
В 20-30-е годы III века н. э. Татиана и ее единомышленники за веру свою подверглись в Риме жестоким преследованиям, и подвигу их стойкости ежегодно 12 января (по старому стилю) отдают дань.
Но в нашей памяти день этот обычно связан с другим событием, с праздником студентов. Как имя Святой Татьяны оказалось связано с этим беспокойным и веселым народом?
12(25) января 1755 г. императрицей Елизаветой Петровной был подписан Указ об основании Императорского Московского университета. В 1791 г. на Пасху была открыта церковь Татьяны Мученицы при университете. Так впервые за 36 лет существования университета вспомнили о том дне, когда он был учрежден – о дне святой Татьяны.
С 1835 г. было велено праздновать не открытие университета (26 апреля (9 мая) 1755 г.), а подписание акта о его учреждении. Праздник, который в течение восьмидесяти лет отмечали в мае, был перенесен на январь.
Вот так и сошлись вместе – Татьянин день и ежегодные студенческие гуляния. Народная молва, не вдаваясь в глубины истории, сделала святую мученицу Татьяну покровительницей студенчества.
Как справляли Татьянин день?
Толпы молодежи шли «завтракать» в ресторан. Здесь до вечерних часов длился этот «завтрак» - чем позже, тем шумней и восторженней. Под утро швейцары нередко подписывали мелом на спинах молодежи адреса, и их развозили по домам «уцелевшие» товарищи.
День Святого Валентина
Много веков назад древнеримским воинам закон не позволял вступать в брак, пока они находились на службе (служба составляла 25 лет), и тем более освящать его в церкви. Святой Валентин, пастырь и духовник воинов, тайком благословлял любящие сердца и, несмотря на запрет, освящал отношения церковным обрядом. Непокорного священника выдали. Он был казнен 14 февраля. С тех пор этот день празднуется как День влюбленных.
Существует еще одна легенда. Во времена старинные жил в солнечном Провансе славный рыцарь Джауфре Рюдель, сеньор Блайи. Он был поэтом, и было им сложено множество песен. В тех песнях Джауфре провозглашал любовь к своей прекрасной даме, которая звалась принцессою Триполитанской. Когда сиятельной принцессе поведали, что о ней сложены столь восхитительные песни, то она пришла в неописуемое волнение и возжелала самолично лицезреть искусного поэта. Узнав о том, Джауфре немедленно отправился в Левант. Однако в пути разбил его тяжкий недуг. Когда корабль прибыл в Триполитанскую гавань и умирающего Джауфре снесли на берег, прекрасная принцесса пала перед поэтом на колени, а тот успел только сказать: «Любовь моя! Не стану сетовать на смерть, когда...» - и замолчал навеки. Это случилось 14 февраля 1148 г., то есть в День Святого Валентина.
С той поры все трубадуры и менестрели взяли себе за обычай ежегодно в День Святого Валентина сходиться в замках или на площадях, дабы своим песенным искусством прославлять историю любви, возвышенней и горестней которой еще не было на свете.
Появление первой открытки-валентинки приписывается герцогу Орлеанскому. В 1415 году он сидел в одиночной камере и коротал время написанием и оформлением любовных открыток к своей супруге.
К середине XVIII века в Британии стало принято дарить маленькие подарки и рукописные послания с изложением чувств. Вроде: «Ветка сирени упала на грудь, милая Мэри, меня не забудь». С развитием печатного дела можно было уже не скрипеть пером, а просто отправить готовую открытку с ангелочком или с любой другой трогательной картинкой.
Масленица
Масленица – позднее название праздника, возможно, как и у других славянских народов, она когда-то называлась Мара. Марана – это олицетворение Зимы, а сам праздник ее проводы. Раньше Масленицу праздновали так: мастерили куклу Масленицу из соломы, одевали ее в женские одежды и торжественно, с песнями водили по деревне. А спустя неделю с песнями, плясками, представлениями везли в поле и трепали, а солома разлеталась по ветру, символизируя улетевшие трудности и неприятности.
Отличительной особенностью этого праздника являются гулянья, катанье с ледяных гор, кулачные бои. На Масленицу начинали устраивать качели. Мы воспринимаем их как развлечение, но их древнее значение – магическое: высота размаха на качелях, скатывание с гор – символы сильного и высокого роста растений и должны были вызывать таковой.
Кулачные бои – праздничное развлечение парней и молодых мужчин. Друг с другом могли биться две деревни, жители противоположных концов одного большого села и т. д. Команды сообща выбирали место для битвы, договаривались о правилах игры, выбирали атаманов. Русский кулачный бой шел с соблюдением определенных правил, к которым относились: «не бить лежачего», «не биться по-увечному», «мазку не бить», т. е. до первой крови. Участники всегда принадлежали к одной возрастной группе.
На Масленицу, поскольку большинство свадеб справлялось на Руси между Святками и Масленицей, устраивались смотры молодоженов.
У горы, где обычно катались на санях, собирались мужчины. Они выкликали: «Молоду (такого-то) на горку!». Она, услышав приглашение, кланялась, подходила к саням и целовала мужа десять и более раз. Только тогда их отпускали. Молодые летели на санях вниз, и жена в конце опять целовала мужа. Все считали количество поцелуев, а называлось это «солить рыжики на пост».
Каждый день Масленицы носит особое название: понедельник называется «встречей», вторник - «заигрышами», среда - «лакомками», «разгулом», «переломом», четверг - «широким», пятница - «тещиными вечерками», суббота - «золовкиными посиделками», «проводами», воскресенье - «прощеным днем». С понедельника начинали печь блины. Первый блин отдавали нищим или клали на слуховое окошко – считали, что души родственников невидимо съедали его. В субботу на масленой неделе в домах собирались гости и съедалось неимоверное количество блинов.
Пасха
Давным-давно, несколько тысячелетий назад, в память избавления иудеев от плена египетского стали отмечать этот праздник. А с появлением христианства праздник Пасха обрел еще одно значение – чудесное воскрешение из мертвых Иисуса Христа, сына Божьего. Иисус дал распять себя, чтобы искупить грехи человеческие, а через три дня он воскрес из мертвых.
Центральное место в обрядовой, ритуальной еде на Пасху занимает яйцо. Вполне очевидно, что пасхальное яйцо имеет корни языческие. Как и, казалось бы, мертвое зерно дает всходы, так и мертвое яйцо дает жизнь живому существу. Почти у всех народов мира яйцо было культовой едой, оно использовалось в различных магических обрядах; ритуал предписывал обмениваться ими. Поэтому вполне правдоподобным выглядит предание о яйце, подаренном Марией Магдалиной римскому императору Тиберию.
Проповедуя учение Христа, Мария Магдалина пришла в Рим, в императорский дворец. Протянула она императору простое куриное яйцо и произнесла главное известие: «Христос воскрес!». Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!» Пока он говорил эти слова, яйцо порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо.
Другими знаками Пасхи стали пасхальный кулич и пасха. Кулич – обрядовый хлеб. Ученые справедливо видят в поедании хлеба во время совершения наиболее важных ритуалов магическое средство, способствующее будущему плодородию. С куличом связаны разного рода приметы. Если тесто в печи не подойдет, если кулич потрескается, ждали несчастья в доме, семье.
К достойной встрече Пасхи верующие готовятся шестью неделями Великого поста. В память страданий Иисуса Христа установлена Страстная неделя, которой заканчивается Великий пост. В Великий понедельник на Руси следовало начинать подготовку к празднику Пасхи: наводить порядок в жилище, мыть, чистить. Великий Чистый четверг – воспоминание о Тайной вечере. Чистили в этот день не только дом, двор, но и огород. Великая пятница – Распятие и погребение Христа – день скорби. Великая суббота – в этот день красят яйца.
В праздник с утра первым обязательно ели яйцо, посыпая его «четверговой солью». Готовили такую соль в Великий Чистый четверг. Крупную соль смешивали с гущей из кваса. Когда эта соль растворялась, смесь выпаривали на сковороде на медленном огне. Ссохшуюся квасную гущу отсеивали, соль приобретала желтый цвет и особый приятный вкус.
Праздник Ивана Купалы
Cлавянский праздник Купало праздновался в ночь на 24 июня старого стиля (7 июля). С принятием христианства именно в этот день церковью отмечалось рождение Иоанна Крестителя.
«Купало» - существо сердитое, горячее, кипучее гневом, служит эпитетом Солнца. «Купало» созвучно слову «купать» - погружать в воду, поэтому в народном календаре называется день «Ивана Купалы».
Летний поворот солнца встречали разжиганием костров, омовением в реках. Парни и девушки шли к воде, разжигали костры, прыгали парами через них, думая, что этот ритуал избавит от болезней, горя и худого глаза. По поверью у тех, кто выше прыгнет через костер, у того и хлеб уродится лучше. В некоторых местах делают куклу и плетут венки, которые после купания бросают в воду. Самые смелые отправлялись в лес за волшебным цветком папоротника, который должен расцвести в эту ночь. С его помощью можно клад найти, а если коснуться волшебным цветком того, кто тебе нравится, то на всю жизнь его к себе приворожишь... На самом деле это растение никогда не цветет.
По поверью, в Иванову ночь и Иванов день окружающий мир на короткое время становится другим: солнце, небо, земля, вода, растения и животные изменяют свой привычный облик, открывают людям свои тайны, отдают им накопленное богатство. В Иванов день на один миг «раскрывается» небо и с небес на землю выглядывает Бог. В Иванову ночь девушками совершались различные магические действия, направленные на ускорение сватовства и замужества. Например, девушки пропахивали бороной вокруг села дорогу, чтобы к ним скорее приезжали сваты. Так в одном празднике исторически слились воедино языческие и христианские представления народа.
Литература:
1. Агапова, И. А. Фольклорные праздники в школе [Текст]: осень и зима: сценарии праздничных мероприятий в начальных и средних классах/И. А. Агапова, М. А. Давыдова.-Волгоград:Учитель,2008.-269с.-(Общешкольные мероприятия).
2. Аксенова, Т.В. Русские обряды и праздники в диалоге культур народов региона/Т.В.Аксенова, И.А.Кандрина, С.В.Попова. //Регионоведение.-2007.-№ 3.- С. 325-336.
3. Афанасьев, А. Н. Мифология Древней Руси [Текст]: поэтические воззрения славян на природу/А. Н. Афанасьев.-М.: Эксмо,2005.-608 с.:ил.
4. Афанасьева, А. Б. Праздники русского народного календаря [Текст]: метод. рекомендации/А. Б. Афанасьева.-СПб.: Российский Государственный пед. ун-т им. А. И. Герцена, 1996.-30 с.
5. Белов, А. В. О праздниках престольных [Текст] /А. В. Белов, А. М. Певзнер.-М.:Знание,1960.-40 с.
6. Бердникова, С. Светлый день Хистова Воскресения / С. Бердникова// Удмуртская правда.- 2003.- 25 апреля. - С. 11.
7. Воробьева, З. В. Из истории Пасхи/З. В. Воробьева, Н. Л. Терехова. //Досуг в школе.-2009.-№ 1. - С. 12-14.
8. Дзюба, П. П. Новогодняя сказка [Текст]: сценарии новогодних и рождественских праздников/П. П. Дзюба .-Ростов- на/Д.:Феникс,2006.-254 с.:ил.-(Сердце отдаю детям).
9. Дзюба, П. П. Новогодние и рождественские утренники [Текст]/П. П. Дзюба.-2-е изд.-Ростов-на/Д.:Феникс, 2006.-209 с.:ил.-(Сердце отдаю детям).
10. Дзюба, П. П. Пасха красная [Текст]/П. П. Дзюба.-Ростов- на/Д.:Феникс,2006.-206 с.:ил.-(Сердце отдаю детям).
11. Забылин, М. Русский народ [Текст]: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия./М. Забылиин .-(Адаптированное издание).-М.:РИПОЛ КЛАССИК,1997 .-544 с .-(Ваша тайна).
12. Задорожная, М. Я. Народные и православно-христианские праздники [Текст]/М. Я. Задорожная.-М.:Знание,1991.-63 с.
13. Заикина, Е. А. Игра в экологическом образовании младших школьников / Е. А. Заикина // Дополнительное образование. - 2004. - № 2. - С. 19-29.
14. Зархи, С. Б. Поистине всеобщий праздник/С. Б. Зархи //Праздник в школе: Капустные вечеринки.-2010.-С. 55-59.
15. Ищук, В. В. Календарные праздники/В. В. Ищук, М. И. Нагибина.-Ярославль:Академия, К,2000.-160 с.
16. Ищук, В. В. Народные праздники [Текст]/В. В. Ищук, М. И. Нагибина.-Ярославль:Академия К: Академия Холдинг, 2000.-160 с.
17. Как в старину Рождество справляли // Наука и жизнь. - 1998. - № 1. - С. 153-154.
18. Калинский И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси И. П. Калинского [Текст]/И. П. Калинский; послесл. В. Аникин.-М.:Худож. лит.,1990.-239 с.-(Забытая книга).
19. Каргалов, В. В. Покров [Текст]/В. В. Каргалов.-2-е изд.-М.:Политиздат,1975.-56 с.-(Беседы с верующими).
20. Каркачева, Н. И снова Пасха / Наталия Каркачева // Природа и человек. - 2008. - № 4. - С. 74-76.
21. Карнавалы. Праздники [Текст]/отв. ред. Т. Каширина.-М.: Мир энциклопедий,2005.-183 с.:ил.-(Самые красивые и знаменитые).
22. Корнеева, Т. А. Народные весенние праздники и обрядовая поэзия/Т. А. Корнеева. //Досуг в школе.-2008.-№ 4. - С.25-28.
23. Короткова, З. М. Богородичные праздники [Текст]/З. М. Короткова.-3-е изд.-М.:Политиздат,1978.-72 с.-(Беседы с верующими).
24. Короткова, М. В. Путешествие в историю русского быта [Текст]/М. В. Короткова.-2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2006.-256 с.:ил., 16 л. цв. вкл.
25. Круглов, Ю. Г. Весна! Весна красная! / Ю. Г. Круглов // Наука и жизнь. - 1992. - № 4. - С. 120-124.
26. Круглов Ю. Г. Пасха / Ю. Г. Круглов // Слово. - 2002. - № 2. - С. 82-91.
27. Максакова, Г. Н. Иван Купала:(фольклорный праздник)/Г. Н. Максакова. //Воспитание школьников.-2010.-№ 5. - С. 76-80.
28. Мапельман, В. Две судьбы Святой Татьяны / В. Мапельман // Наука и жизнь. - 1993. - № 1. - С. 130-137.
29. Мартысюк, П. Аграрные праздники восточных славян/П. Мартысюк. //Вопросы культурологии.-2008.-№ 1.- С. 54-59.
30. Муленко, Т. Н. Посиделки в День влюбленных // Праздник в школе: Капустники. - 2008. - С. 99-103.
31. Некрылова, А. Ф. Русские народные праздники, увеселения и зрелища [Текст]: конец ХVIII - начало ХХ века/А. Некрылова.-СПб.:Азбука-классика,2004.-256 с.:ил. + 16 с. вклейки.-(Искусство жизни).
32. Некрылова, А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища [Текст]:конец ХVIII - начало ХХ века/А. Ф. Некрылова.-Л.:Искусство,1984.-192 с.:ил.
33. Осипов, А. А. Спасы [Текст]/А. А. Осипов.-3-е изд.-М.: Политиздат,1977.-64 с.-(Беседы с верующими).
34. Петрухин,В.Я. Праздник в средневековой Руси: к проблеме исторической специфики/В.Я.Петрухин. //Культурология: Дайджест.-2007.-№2 - С.102-104. (Теория и история культуры).
35. Пинчук, Л. Т. Ильин день [Текст]/Л. Т. Пинчук.-3-е изд.-М.:Политиздат,1977.-80 с.-(Беседы с верующими).
36. Половинкин, А. И. Православная духовная культура [Текст]/А. И. Половинкин.-М.:ВЛАДОС - ПРЕСС,2003.-352 с.
37. Православные праздники [Текст]/автор-сост. А. Топорков.-М.:Корона,1990.-63 с.:ил.
38. Праздники.Ислам,иудаизм,буддизм,христианство. //Учительская газета.-2003.-№ 1.- С. 14-15.
39. Праздники, обряды, традиции [Текст]/сост. Б. Марьянов.-2-е изд., доп. и перераб.-М.:Мол. Гвардия,1979.-160 с.:ил.
40. Пропп, В. Я. Русские аграрные праздники [Текст] : опыт ист.-этногр. исследования/В. Я. Пропп.-М.: Лабиринт, 2006.-176 с.
41. Руднев, В. А. Древо жизни [Текст]: об истоках народных и религиозных обрядов/В. А. Руднев .-Л. :Лениздат, 1989.-160 с.:ил.
42. Руднев, В. А. Обряды народные и обряды церковные [Текст]/В. А. Руднев.-Л.:Лениздат,1982.-160 с.
43. Русские обряды и обычаи [Текст]/автор-сост. Н. А. Юдина.-М.:Вече,2005.-319 с.
44. Русские обряды и обычаи [Текст]: семейные обычаи, календар. обряды, подвиж. праздники/авт.-сост. Н. А. Юдина.-М.:Вече,2006.-319 с.
45. С любимыми не расставайтесь. День Святого Валентина. Международный женский день [Текст].-Минск: Красико-Принт,1999.-144 с.-(Праздник в школе).
46. Сафонов, А. У каждого народа свой праздник/А.Сафонов //Свет. Природа и человек.-2002.-№ 9. - С. 57.
47. Суглобов, Г. А. Николин день [Текст]/Г. А. Суглобов.-3-е изд.-М.:Политиздат,1978.-80 с.-(Беседы с верующими).
48. Сценарии православных праздников [Текст]/сост. А. В. Соколов.-М.:Школьная Пресса,2003.-96 с.-(Воспитание).
49. Титов, В. Е. Троица [Текст]/В. Е. Титов.-2-е изд .-М.: Политиздат,1975.-72 с.-(Беседы с верующими).
50. Тульцева, Л. А. Традиционные верования, праздники и обряды русских крестьян [Текст]/Л. А. Тульцева .-М.: Знание,1990.-64 с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Атеизм и религия: история, современность"; № 11).
51. Филиппов, Л. А. Крещение [Текст]/Л. А. Филиппов .-3-е изд.-М.:Политиздат,1977.-80 с.-(Беседы с верующими).
52. Чеснокова, Н. В. Зимние вечера/Н. В. Чеснокова //Праздник в школе: Капустные вечеринки.-2010.-С. 45-54.
53. Шангина, И. И. Русские праздники [Текст]: от святок до святок/И. И. Шангина.-СПб.:Азбука-классика,2004.-272 с.:ил.+16 с. вклейки.-(Искусство жизни).
54. Шангина, И. И. Русский народ. Будни и праздники: энциклопедия. - Спб: Азбука-классика, 2003. - 557 с.
55. Энциклопедия праздников [Текст]/авт.-сост. Н. В. Чудакова.-М.:АСТ,1997.-256 с.
Сост.: А.Р. Касимова