ИЗ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКОВ:

Дайджест

  Разделы:
1. Каковы истоки праздников?
2. Рождество
3. Татьянин день
4. День Святого Валентина
5. Масленица
6. Пасха
7. Праздник Ивана Купалы
8. Литература

Каковы истоки народных праздников?

Cтановление культуры любого народа связано с сезонными особенностями земледельческих работ, а также животноводства, рыболовства и охотничьего промысла. Деление календарного года на сезоны означает последовательную смену хозяйственных работ: пахоты и сева, ухода за культурами и сбора урожая, подготовки к новому сельскохозяйственному циклу. В животноводстве: весенний выгон скота на летние пастбища, сенокос и возвращение скота с пастбищ. На основе этого опыта зародились обычаи, поверья, обряды, праздники, игры.

Люди прибегали к гаданиям и колдовству. Магические обряды имели цель: подействовать на плодородие земли, повысить урожай, увеличить приплод скота. Также люди пытались укрепить свое здоровье, избавиться от болезней. Плодородие земли связывалось не только с плодовитостью животных, но и человека. Человек старался позаимствовать от природы ее плодоносную силу – отсюда обряды, совершавшиеся девушками и бездетными замужними женщинами: катание по росе, прыганье через костры и др. Такие обряды были связаны с определенными днями – праздниками. Традиции некоторых праздников сохранились до наших дней.

Праздник – это не только время совершения магических обрядов и гаданий. Праздник – это прежде всего отдых от работы и время развлечений. Праздники были приурочены к тем дням или неделям года, когда был, хотя бы небольшой, перерыв в работах, или когда еще оставался запас провизии. Праздничные танцы, песни, игры были одной из форм знакомства парней и девушек. Игра порой заканчивалась формальным сватовством.

В России каждый народный праздник символичен, имеет определенный ритуал, сопровождается гуляньем и песнями. В праздниках заключена мудрость народа, накопленный веками опыт. Праздники и обряды помогают познать жизнь русского народа, изучить культуру, нравственные законы жизни.

 

Рождество

Было это давным-давно, 2000 лет тому назад. В маленьком еврейском городке Вифлееме жила семья – Мария и Иосиф. Однажды во время путешествия в город Иерусалим ночь застала путников, и они стали искать ночлег. Наконец, один человек сжалился над ними и пустил переночевать в сарай для скота. Там Мария родила сына, которого назвала Иисус. Родился не простой человек. Он спасет мир от страданий и грехов, но сам будет страдать. В ознаменование этого события на небе загорелась новая звезда. И люди пошли за звездой, чтобы поклониться Иисусу и его матери. Они принесли подарки Марии и ее сыну. С тех пор возникла традиция праздновать Рождество и дарить друг другу подарки.

К рождественскому ужину на стол ставилась обязательная ритуальная еда: сочиво, кутья, блины. По обычаю, первый блин скармливался скотине, второй выставляся на заднее окно в качестве «поминального». Сочиво – символичное угощение в виде каши. В него входило: мед, символизирующий райскую жизнь, пшеница – росток новой жизни, сухофрукты, обозначающие итог жизни. Отсюда название праздника – Сочельник.

С рождественского сочельника начинали колядовать. Существует версия, что слово «колядки» произошло от слова «календы», которым римляне называли начало нового года. Коляда – славянский мифологический персонаж, связанный с началом весеннего солнечного цикла, «бог торжеств и мира».

Молодежь надевала маски, бороды, костюмы, состоящие из самых худых зипунов, вывороченных шерстью наружу. Коляду изображал ряженый в образе козла. Шумной ватагой парни и девушки врывались в дома, пели, плясали. Хозяевам не полагалось отпускать гостей без подарков и угощения.

 

Татьянин день

Татьянин день – 25 января.

В 20-30-е годы III века н. э. Татиана и ее единомышленники за веру свою подверглись в Риме жестоким преследованиям, и подвигу их стойкости ежегодно 12 января (по старому стилю) отдают дань.

Но в нашей памяти день этот обычно связан с другим событием, с праздником студентов. Как имя Святой Татьяны оказалось связано с этим беспокойным и веселым народом?

12(25) января 1755 г. императрицей Елизаветой Петровной был подписан Указ об основании Императорского Московского университета. В 1791 г. на Пасху была открыта церковь Татьяны Мученицы при университете. Так впервые за 36 лет существования университета вспомнили о том дне, когда он был учрежден – о дне святой Татьяны.

С 1835 г. было велено праздновать не открытие университета (26 апреля (9 мая) 1755 г.), а подписание акта о его учреждении. Праздник, который в течение восьмидесяти лет отмечали в мае, был перенесен на январь.

Вот так и сошлись вместе – Татьянин день и ежегодные студенческие гуляния. Народная молва, не вдаваясь в глубины истории, сделала святую мученицу Татьяну покровительницей студенчества.

Как справляли Татьянин день?

Толпы молодежи шли «завтракать» в ресторан. Здесь до вечерних часов длился этот «завтрак» - чем позже, тем шумней и восторженней. Под утро швейцары нередко подписывали мелом на спинах молодежи адреса, и их развозили по домам «уцелевшие» товарищи.

 

День Святого Валентина

 

Много веков назад древнеримским воинам закон не позволял вступать в брак, пока они находились на службе (служба составляла 25 лет), и тем более освящать его в церкви. Святой Валентин, пастырь и духовник воинов, тайком благословлял любящие сердца и, несмотря на запрет, освящал отношения церковным обрядом. Непокорного священника выдали. Он был казнен 14 февраля. С тех пор этот день празднуется как День влюбленных.

Существует еще одна легенда. Во времена старинные жил в солнечном Провансе славный рыцарь Джауфре Рюдель, сеньор Блайи. Он был поэтом, и было им сложено множество песен. В тех песнях Джауфре провозглашал любовь к своей прекрасной даме, которая звалась принцессою Триполитанской. Когда сиятельной принцессе поведали, что о ней сложены столь восхитительные песни, то она пришла в неописуемое волнение и возжелала самолично лицезреть искусного поэта. Узнав о том, Джауфре немедленно отправился в Левант. Однако в пути разбил его тяжкий недуг. Когда корабль прибыл в Триполитанскую гавань и умирающего Джауфре снесли на берег, прекрасная принцесса пала перед поэтом на колени, а тот успел только сказать: «Любовь моя! Не стану сетовать на смерть, когда...» - и замолчал навеки. Это случилось 14 февраля 1148 г., то есть в День Святого Валентина.

С той поры все трубадуры и менестрели взяли себе за обычай ежегодно в День Святого Валентина сходиться в замках или на площадях, дабы своим песенным искусством прославлять историю любви, возвышенней и горестней которой еще не было на свете.

Появление первой открытки-валентинки приписывается герцогу Орлеанскому. В 1415 году он сидел в одиночной камере и коротал время написанием и оформлением любовных открыток к своей супруге.

К середине XVIII века в Британии стало принято дарить маленькие подарки и рукописные послания с изложением чувств. Вроде: «Ветка сирени упала на грудь, милая Мэри, меня не забудь». С развитием печатного дела можно было уже не скрипеть пером, а просто отправить готовую открытку с ангелочком или с любой другой трогательной картинкой.

 

Масленица

Масленица – позднее название праздника, возможно, как и у других славянских народов, она когда-то называлась Мара. Марана – это олицетворение Зимы, а сам праздник ее проводы. Раньше Масленицу праздновали так: мастерили куклу Масленицу из соломы, одевали ее в женские одежды и торжественно, с песнями водили по деревне. А спустя неделю с песнями, плясками, представлениями везли в поле и трепали, а солома разлеталась по ветру, символизируя улетевшие трудности и неприятности.

Отличительной особенностью этого праздника являются гулянья, катанье с ледяных гор, кулачные бои. На Масленицу начинали устраивать качели. Мы воспринимаем их как развлечение, но их древнее значение – магическое: высота размаха на качелях, скатывание с гор – символы сильного и высокого роста растений и должны были вызывать таковой.

Кулачные бои – праздничное развлечение парней и молодых мужчин. Друг с другом могли биться две деревни, жители противоположных концов одного большого села и т. д. Команды сообща выбирали место для битвы, договаривались о правилах игры, выбирали атаманов. Русский кулачный бой шел с соблюдением определенных правил, к которым относились: «не бить лежачего», «не биться по-увечному», «мазку не бить», т. е. до первой крови. Участники всегда принадлежали к одной возрастной группе.

На Масленицу, поскольку большинство свадеб справлялось на Руси между Святками и Масленицей, устраивались смотры молодоженов.

У горы, где обычно катались на санях, собирались мужчины. Они выкликали: «Молоду (такого-то) на горку!». Она, услышав приглашение, кланялась, подходила к саням и целовала мужа десять и более раз. Только тогда их отпускали. Молодые летели на санях вниз, и жена в конце опять целовала мужа. Все считали количество поцелуев, а называлось это «солить рыжики на пост».

Каждый день Масленицы носит особое название: понедельник называется «встречей», вторник - «заигрышами», среда - «лакомками», «разгулом», «переломом», четверг - «широким», пятница - «тещиными вечерками», суббота - «золовкиными посиделками», «проводами», воскресенье - «прощеным днем». С понедельника начинали печь блины. Первый блин отдавали нищим или клали на слуховое окошко – считали, что души родственников невидимо съедали его. В субботу на масленой неделе в домах собирались гости и съедалось неимоверное количество блинов.

 

Пасха

Давным-давно, несколько тысячелетий назад, в память избавления иудеев от плена египетского стали отмечать этот праздник. А с появлением христианства праздник Пасха обрел еще одно значение – чудесное воскрешение из мертвых Иисуса Христа, сына Божьего. Иисус дал распять себя, чтобы искупить грехи человеческие, а через три дня он воскрес из мертвых.

Центральное место в обрядовой, ритуальной еде на Пасху занимает яйцо. Вполне очевидно, что пасхальное яйцо имеет корни языческие. Как и, казалось бы, мертвое зерно дает всходы, так и мертвое яйцо дает жизнь живому существу. Почти у всех народов мира яйцо было культовой едой, оно использовалось в различных магических обрядах; ритуал предписывал обмениваться ими. Поэтому вполне правдоподобным выглядит предание о яйце, подаренном Марией Магдалиной римскому императору Тиберию.

Проповедуя учение Христа, Мария Магдалина пришла в Рим, в императорский дворец. Протянула она императору простое куриное яйцо и произнесла главное известие: «Христос воскрес!». Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!» Пока он говорил эти слова, яйцо порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо.

Другими знаками Пасхи стали пасхальный кулич и пасха. Кулич – обрядовый хлеб. Ученые справедливо видят в поедании хлеба во время совершения наиболее важных ритуалов магическое средство, способствующее будущему плодородию. С куличом связаны разного рода приметы. Если тесто в печи не подойдет, если кулич потрескается, ждали несчастья в доме, семье.

К достойной встрече Пасхи верующие готовятся шестью неделями Великого поста. В память страданий Иисуса Христа установлена Страстная неделя, которой заканчивается Великий пост. В Великий понедельник на Руси следовало начинать подготовку к празднику Пасхи: наводить порядок в жилище, мыть, чистить. Великий Чистый четверг – воспоминание о Тайной вечере. Чистили в этот день не только дом, двор, но и огород. Великая пятница – Распятие и погребение Христа – день скорби. Великая суббота – в этот день красят яйца.

В праздник с утра первым обязательно ели яйцо, посыпая его «четверговой солью». Готовили такую соль в Великий Чистый четверг. Крупную соль смешивали с гущей из кваса. Когда эта соль растворялась, смесь выпаривали на сковороде на медленном огне. Ссохшуюся квасную гущу отсеивали, соль приобретала желтый цвет и особый приятный вкус.

 

Праздник Ивана Купалы

Cлавянский праздник Купало праздновался в ночь на 24 июня старого стиля (7 июля). С принятием христианства именно в этот день церковью отмечалось рождение Иоанна Крестителя.

«Купало» - существо сердитое, горячее, кипучее гневом, служит эпитетом Солнца. «Купало» созвучно слову «купать» - погружать в воду, поэтому в народном календаре называется день «Ивана Купалы».

Летний поворот солнца встречали разжиганием костров, омовением в реках. Парни и девушки шли к воде, разжигали костры, прыгали парами через них, думая, что этот ритуал избавит от болезней, горя и худого глаза. По поверью у тех, кто выше прыгнет через костер, у того и хлеб уродится лучше. В некоторых местах делают куклу и плетут венки, которые после купания бросают в воду. Самые смелые отправлялись в лес за волшебным цветком папоротника, который должен расцвести в эту ночь. С его помощью можно клад найти, а если коснуться волшебным цветком того, кто тебе нравится, то на всю жизнь его к себе приворожишь... На самом деле это растение никогда не цветет.

По поверью, в Иванову ночь и Иванов день окружающий мир на короткое время становится другим: солнце, небо, земля, вода, растения и животные изменяют свой привычный облик, открывают людям свои тайны, отдают им накопленное богатство. В Иванов день на один миг «раскрывается» небо и с небес на землю выглядывает Бог. В Иванову ночь девушками совершались различные магические действия, направленные на ускорение сватовства и замужества. Например, девушки пропахивали бороной вокруг села дорогу, чтобы к ним скорее приезжали сваты. Так в одном празднике исторически слились воедино языческие и христианские представления народа.

 

Литература:

 

1.        Агапова, И. А. Фольклорные праздники в школе [Текст]: осень и зима: сценарии праздничных мероприятий  в  начальных и средних классах/И. А. Агапова, М. А. Давыдова.-Волгоград:Учитель,2008.-269с.-(Общешкольные мероприятия).

2.        Аксенова, Т.В. Русские обряды и праздники  в  диалоге культур народов региона/Т.В.Аксенова, И.А.Кандрина, С.В.Попова. //Регионоведение.-2007.-№ 3.- С. 325-336.

3.        Афанасьев, А. Н. Мифология Древней Руси [Текст]: поэтические воззрения славян на природу/А. Н. Афанасьев.-М.: Эксмо,2005.-608 с.:ил.

4.        Афанасьева, А. Б. Праздники русского народного календаря [Текст]: метод. рекомендации/А. Б. Афанасьева.-СПб.: Российский Государственный пед. ун-т им. А. И. Герцена, 1996.-30 с.

5.        Белов, А. В. О праздниках престольных [Текст] /А. В. Белов, А. М. Певзнер.-М.:Знание,1960.-40 с.

6.        Бердникова, С. Светлый день Хистова Воскресения / С. Бердникова// Удмуртская правда.- 2003.- 25 апреля. - С. 11.

7.        Воробьева, З. В. Из истории Пасхи/З. В. Воробьева, Н. Л. Терехова. //Досуг в школе.-2009.-№ 1. - С. 12-14.

8.        Дзюба, П. П. Новогодняя сказка [Текст]: сценарии новогодних и рождественских праздников/П. П.  Дзюба .-Ростов-        на/Д.:Феникс,2006.-254 с.:ил.-(Сердце отдаю детям).

9.        Дзюба, П. П. Новогодние  и  рождественские  утренники [Текст]/П. П. Дзюба.-2-е изд.-Ростов-на/Д.:Феникс, 2006.-209 с.:ил.-(Сердце отдаю детям).

10.    Дзюба, П. П. Пасха красная [Текст]/П. П. Дзюба.-Ростов-    на/Д.:Феникс,2006.-206 с.:ил.-(Сердце отдаю детям).

11.    Забылин, М. Русский народ [Текст]: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия./М. Забылиин .-(Адаптированное издание).-М.:РИПОЛ КЛАССИК,1997 .-544  с .-(Ваша тайна).

12.    Задорожная, М. Я. Народные и православно-христианские праздники [Текст]/М. Я. Задорожная.-М.:Знание,1991.-63 с.

13.    Заикина, Е. А. Игра в экологическом образовании младших школьников / Е. А. Заикина // Дополнительное образование. - 2004. - № 2. - С. 19-29.

14.    Зархи, С. Б. Поистине всеобщий праздник/С. Б. Зархи //Праздник  в  школе:  Капустные вечеринки.-2010.-С. 55-59.

15.    Ищук, В. В. Календарные праздники/В. В. Ищук, М.  И. Нагибина.-Ярославль:Академия, К,2000.-160 с.

16.    Ищук, В. В. Народные праздники [Текст]/В. В. Ищук, М. И. Нагибина.-Ярославль:Академия К:  Академия  Холдинг, 2000.-160 с.

17.    Как в старину Рождество справляли // Наука и жизнь. - 1998. - № 1. - С. 153-154.

18.    Калинский И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси И. П. Калинского [Текст]/И. П. Калинский; послесл.   В. Аникин.-М.:Худож. лит.,1990.-239 с.-(Забытая книга).

19.    Каргалов, В. В. Покров [Текст]/В. В. Каргалов.-2-е  изд.-М.:Политиздат,1975.-56 с.-(Беседы с верующими).

20.    Каркачева, Н. И снова Пасха / Наталия Каркачева // Природа и человек. - 2008. - № 4. - С. 74-76.

21.    Карнавалы. Праздники [Текст]/отв. ред. Т. Каширина.-М.: Мир энциклопедий,2005.-183 с.:ил.-(Самые  красивые  и знаменитые).

22.    Корнеева, Т. А. Народные весенние праздники  и  обрядовая поэзия/Т. А. Корнеева. //Досуг в школе.-2008.-№ 4. - С.25-28.

23.    Короткова, З. М. Богородичные праздники [Текст]/З. М. Короткова.-3-е изд.-М.:Политиздат,1978.-72 с.-(Беседы с верующими).

24.    Короткова, М. В. Путешествие в историю русского  быта [Текст]/М. В. Короткова.-2-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2006.-256 с.:ил., 16 л. цв. вкл.

25.    Круглов, Ю. Г. Весна! Весна красная! / Ю. Г. Круглов // Наука и жизнь. - 1992. - № 4. - С. 120-124.

26.    Круглов Ю. Г. Пасха / Ю. Г. Круглов // Слово. - 2002. - № 2. - С. 82-91.

27.    Максакова, Г. Н. Иван Купала:(фольклорный праздник)/Г. Н. Максакова. //Воспитание школьников.-2010.-№ 5. - С. 76-80.

28.    Мапельман, В. Две судьбы Святой Татьяны / В. Мапельман // Наука и жизнь. - 1993. - № 1. - С. 130-137.

29.    Мартысюк, П. Аграрные  праздники  восточных  славян/П.    Мартысюк. //Вопросы культурологии.-2008.-№ 1.- С.   54-59.

30.    Муленко, Т. Н. Посиделки в День влюбленных // Праздник в школе: Капустники. - 2008. - С. 99-103.

31.    Некрылова, А. Ф. Русские народные праздники,   увеселения и зрелища [Текст]: конец ХVIII - начало ХХ века/А. Некрылова.-СПб.:Азбука-классика,2004.-256 с.:ил. + 16 с. вклейки.-(Искусство жизни).

32.    Некрылова, А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища [Текст]:конец ХVIII - начало  ХХ века/А. Ф. Некрылова.-Л.:Искусство,1984.-192 с.:ил.

33.    Осипов, А. А. Спасы [Текст]/А. А. Осипов.-3-е изд.-М.: Политиздат,1977.-64 с.-(Беседы с верующими).

34.    Петрухин,В.Я. Праздник в средневековой Руси: к проблеме     исторической специфики/В.Я.Петрухин. //Культурология: Дайджест.-2007.-№2 - С.102-104. (Теория и  история  культуры).

35.    Пинчук, Л. Т. Ильин день [Текст]/Л. Т. Пинчук.-3-е  изд.-М.:Политиздат,1977.-80 с.-(Беседы с верующими).

36.    Половинкин, А. И. Православная духовная  культура  [Текст]/А. И. Половинкин.-М.:ВЛАДОС - ПРЕСС,2003.-352 с.

37.    Православные праздники [Текст]/автор-сост. А. Топорков.-М.:Корона,1990.-63 с.:ил.

38.    Праздники.Ислам,иудаизм,буддизм,христианство.  //Учительская газета.-2003.-№ 1.- С. 14-15.

39.    Праздники, обряды, традиции [Текст]/сост. Б.   Марьянов.-2-е изд., доп. и перераб.-М.:Мол. Гвардия,1979.-160 с.:ил.

40.    Пропп, В. Я. Русские аграрные праздники [Текст] : опыт ист.-этногр. исследования/В. Я. Пропп.-М.: Лабиринт, 2006.-176 с.

41.    Руднев, В. А. Древо жизни [Текст]: об истоках народных и религиозных обрядов/В. А. Руднев .-Л. :Лениздат, 1989.-160 с.:ил.

42.    Руднев, В. А. Обряды народные и обряды  церковные  [Текст]/В. А. Руднев.-Л.:Лениздат,1982.-160 с.

43.    Русские обряды и обычаи [Текст]/автор-сост. Н. А. Юдина.-М.:Вече,2005.-319 с.

44.    Русские обряды и обычаи [Текст]: семейные обычаи,  календар. обряды, подвиж. праздники/авт.-сост. Н. А.  Юдина.-М.:Вече,2006.-319 с.

45.    С любимыми не расставайтесь. День Святого Валентина. Международный женский день [Текст].-Минск: Красико-Принт,1999.-144 с.-(Праздник в школе).

46.    Сафонов, А. У каждого народа свой праздник/А.Сафонов //Свет. Природа  и  человек.-2002.-№ 9. - С. 57.

47.    Суглобов, Г. А. Николин день [Текст]/Г. А. Суглобов.-3-е изд.-М.:Политиздат,1978.-80 с.-(Беседы с верующими).

48.    Сценарии православных праздников [Текст]/сост. А. В. Соколов.-М.:Школьная Пресса,2003.-96 с.-(Воспитание).

49.    Титов, В. Е. Троица [Текст]/В. Е. Титов.-2-е изд .-М.: Политиздат,1975.-72 с.-(Беседы с верующими).

50.    Тульцева, Л. А. Традиционные верования,  праздники  и обряды русских крестьян [Текст]/Л. А.   Тульцева .-М.: Знание,1990.-64 с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Атеизм и религия: история, современность"; № 11).

51.    Филиппов, Л. А. Крещение [Текст]/Л. А. Филиппов .-3-е изд.-М.:Политиздат,1977.-80 с.-(Беседы с верующими).

52.    Чеснокова, Н. В. Зимние вечера/Н. В. Чеснокова //Праздник  в  школе: Капустные вечеринки.-2010.-С. 45-54.

53.    Шангина, И. И. Русские праздники [Текст]: от святок до святок/И. И. Шангина.-СПб.:Азбука-классика,2004.-272 с.:ил.+16 с. вклейки.-(Искусство жизни).

54.    Шангина, И. И. Русский народ. Будни и праздники: энциклопедия. - Спб: Азбука-классика, 2003. - 557 с.

55.   Энциклопедия праздников [Текст]/авт.-сост. Н. В.  Чудакова.-М.:АСТ,1997.-256 с.

Сост.: А.Р. Касимова